Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Моя безопасная дорога

 

 Добрая зебра на дороге 

По ней ходят наши ноги

Помогает она много

Всем ходить через дорогу 

 

    дорога

 

"Причины детского дорожно-транспортного травматизма

и роль семьи в профилактеке детского травматизма"

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно сотрудниками Госавтоинспекции с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних, участковыми уполномоченными милиции, заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, местных органов управления образованием, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.

Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим разработана «Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных учреждений». Цель программы - повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений.

Задачи программы:

1. Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД.
2. Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению, поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей, а также ключевые воспитательные идеи, на основе которых необходимо развивать мотивы правопослушного поведения на разных этапах возрастного развития детей.
3. Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям. Информационное - обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обучения юных граждан правилам безопасного поведения на улицах и дорогах проводятся различные акции, конкурсы: «Внимание - дети!», «Пешеход», «Безопасное колесо», «Зеленый огонек», «Перекресток», а также различные смотры и соревнования.
В проводимых конкурсах достигаются следующие цели:

- профилактика детской безнадзорности и беспризорности;
- воспитание законопослушных участников дорожного движения;
- пропаганда здорового образа жизни.

В образовательных учреждениях обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах строится в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей среде. Проводятся тематические, интегрированные занятия, музыкальные, театрализованные инсценировки, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры. В школах создаются отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Интересной формой работы отделов и групп пропаганды ГИБДД с привлечением отрядов юных инспекторов движения стали рейды по выявлению нарушителей ПДД.
Существует большое количество методов обучения младших школьников правилам дорожного движения, это чтение лекций, проведение беседы, постановкой спектаклей, проведением викторин и различных соревнований, но если ребенок воспринимает изучение правил дорожного движения игрой и не мотивируется обязанностью их изучения, он выходя из школы, может воспринимать и дорожную обстановку игрой. Чтобы этого не происходило, нужно ввести в школьную программу курс изучения правил дорожного движения, с дифференцированным выставлением оценок. Но появляется вопрос, каким методом проверять знания учащихся? Поэтому ряд авторов предлагает использование такого средства обучения, как рабочая тетрадь по правилам дорожного движения.
Процесс обучения младших школьников с использованием рабочей тетради станет более эффективным, если:

1. Рабочая тетрадь будет оказывать своё специфическое воздействие на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
2. Рабочая тетрадь будет направлена на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность (основную форму жизнедеятельности младших школьников), содействующих профилактике и коррекции её недостатков у школьников.
3. Рабочая тетрадь будет включать в себя систему заданий, содействующих решению проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
4. Разработка систем заданий рабочей тетради, будет базироваться на комплексном рассмотрении особенностей развития младших школьников.
В предлагаемой рабочей тетради, сформулированы основные понятия и правила дорожного движения, обязательные для изучения в средней школе, те правила, которые школьники должны выполнять на дорогах города, такие как: элементы дороги; обязанности пешеходов; обязанности пассажиров; сигналы светофора; сигналы регулировщика; дорожные знаки; требования к вождению велосипедов и мопедов; правила оказания само- и взаимопомощи. Приведены задания для проверки полученных знаний, по каждой теме. Такие как: решение кроссвордов, разгадывание загадок и другие творческие задачи. Предложенные задания, предусмотрены для индивидуального выполнения каждым учащимся, что позволит выявить индивидуальные особенности каждого ребенка. 

 

 

 

   План

работы на 2014-2015 учебный год

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

в МБОУ «Лицей №3»

                                             

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения, особенно с детьми. Это происходит из-за того, что учащиеся не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма является задачей административных органов, отделов ГИБДД, всей общественности. Решающая роль  школы  в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением Правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемым к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки  законопослушного безопасного поведения на улице. Практика показывает, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и улицах, поэтому сами нуждаются в просветительской работе по данному направлению. Такая работа должна проводиться школой не только с целью вооружения их элементарными знаниями ПДД, опасности их нарушения, но и формирования психолого-педагогических знаний о воспитании детей.

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180 тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс. становятся инвалидами. 

            В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание у детей дисциплинированности на улицах и дорогах,  в общественном транспорте, что должно стать естественной и неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса школы.

 Это небольшое методическое пособие направлено на оказание помощи Вам в организации работы по профилактике и предупреждению  детского дорожно-транспортного травматизма.

         Ежегодно, в начале нового  учебного года  директором образовательного учреждения подписывается приказ о назначении лица, ответственного за профилактику и  предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

В должностных инструкциях лица, ответственного за   профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, прописываются его обязанности по  работе в данном направлении.

Следующим шагом в работе по  профилактике  ДДТТ является формирование,  согласование и  утверждении годового плана образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В плане обязательно должны быть отражены   шесть основных направлений работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

1. Научно-методическая работа - поознакомлению педколлектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ, по оказанию методической помощи классным руководителям в организации профилактики ДДТТ, созданию и обновлению методических уголков, наглядной агитации по безопасности дорожного движения (БДД).

2. Работа с учащимися - включает в себя преподавание основ безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках учебных дисциплин, активизацию работы отрядов ЮИД по предупреждению нарушений Правил дорожного движения, проведение декадников  и месячников безопасности дорожного движения, подготовку команд для участия в соревнованиях «Безопасное колесо». Рекомендуются активные формы внеурочной работы: подготовка и защита  безопасных маршрутов учащихся  «школа-дом», соревнования юных велосипедистов,  конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, КВН, агитбригады «Светофор», викторины, фестивали песни, тематические вечера и т.п., - с тем, чтобы учить школьников навыкам безопасного поведения, анализу дорожных ситуаций и осознанию последствий своих действий, формировать ответственность за собственное поведение.

3. Работа с родителями - по разъяснению правил дорожного движения, вопросов безопасного поведения детей на улицах и дорогах, по организации работы родительских комитетов, Советов отцов, других объединений родителей по профилактике ДДТТ. Организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением школьников в учебное время и во время проведения официальных внеурочных мероприятий.

4. Материально-техническое обеспечение и кадровое обеспечение - предполагает оборудование или обновление кабинетов,  уголков по безопасности дорожного движения, создание специальных транспортных площадок, оборудование автогородков для практических занятий по безопасному поведению на улицах, изготовление стендов,  макетов улиц, перекрестков, светофоров, дорожных знаков, моделей транспортных средств и т.п.

5. Контрольно-инспекционная и аналитическая работа - работа по анализу причин и условий,  способствующих совершению ДТП с участием детей, включение фактов  ДТП с несовершеннолетними в информационный бюллетень о ДТП.     

 6. Межведомственное взаимодействие с ГАИ предполагает включение во все вышеперечисленные мероприятия сотрудников Госавтоинспекции, проведение встреч с инспекторами, совместное патрулирование и дежурство юидовцев и сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС) на улицах, «круглые столы» с участием выпускников школы и родителей – работников ГАИ, представителей автотранспортных предприятий.

В соответствии с  пунктами плана в контрольно наблюдательном деле должны быть справки о запланированных  и  проведенных мероприятиях. Иначе, при  проверке  ГИБДД совместно с управлением образования план мероприятий  по профилактике ДДТТ  не будет считаться выполненным.

 

Деятельность ЮИДовского движения является важным условием улучшения качества профилактической работы. Директор образовательного учреждения приказом назначает руководителя  кружка -  отряда  ЮИД, а также утверждает положение об отряде ЮИД.

 Руководитель отряда ЮИД   формирует  отряд ЮИД.  Как правило, отряд состоит из 10-15 человек,  возрастная категория участников  с 9 до 14 лет. Затем разрабатывает план работы отряда ЮИД на учебный год,  который включает в себя проведение всех внеклассных и классных мероприятий с  участием юидовцев).

 В соответствии с  планом  в контрольно-наблюдательном деле у руководителя отряда  ЮИД должны быть справки о проведенных  мероприятиях. 

 Отдельно руководитель отряда ЮИД составляет план тематических занятий с  юидовцами, согласно которому обучает детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

             Количество занятий указано в  плане. В  течение учебного года  должно быть не менее 34 часов занятий  по ПДД. Руководитель отряда ЮИД ведет журнал кружковой работы, в котором отмечается день занятия, тема занятия и не присутствующие на занятиях дети. На каждое занятие  должен быть план-  конспект занятия.

            Планы- конспекты проведенных занятий,  журнал кружковой работы, хранятся у руководителя отряда ЮИД и проверяются управлением образования совместно с  ГИБДД.   

Директор образовательного учреждения утверждает организацию патрулирования  отряда ЮИД в микрорайоне школы.

Перед выходом на дежурство члены патруля получают инструктаж у руководителя отряда. По окончании патрулирования учащиеся в патрульном журнале пишут рапорт о своей работе. В нем отмечаются нарушения ПДД и правопорядка. Нарушения детьми ПДД не должны оставаться без внимания.  Рапорта о нарушении детьми ПДД  и   информация о принятых мерах храниться у руководителя ЮИД или у зам. по ВР. 

По всем фактам дорожно-транспортных происшествий с участием  детей отделением ГИБДД проводится служебное расследование. В случае установления  факта, что ДТП произошло по вине учащегося школы,  ГИБДД направляет в управление образования представление о факте ДТП.  Руководство школы должно провести педагогическое расследование с выяснение всех причин, а также условий способствующих совершению дорожно-транспортного происшествия, с указанием всех проведенных мероприятий с учащимся, с родителями о недопущении фактов ДТП.

Приложение № 11 и 12 –  примерное содержание кабинета по безопасности дорожного движения и уголков по безопасности дорожного движения.     

Также в контрольно-наблюдательном деле должна быть схема безопасных путей подхода к образовательному учреждению. Информационный лист образовательного учреждения на 2011/ 2012 гг.

 

 

Примерный план

работы по профилактике

 детского дорожно-транспортного травматизма

на 2014/2015 учебный год

Наименование и содержание работы

Участники

Срок

Ответствен

I. Научно-методическая работа

     

Ознакомление педколлектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ.

классные руководители 1 – 11 кл.

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Доклад: «Работа классных руководителей, воспитателей групп продленного дня по дорожной безопасности учащихся»

классные руководители

Декабрь

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Семинар по теме: «Инновационные формы работы по профилактике ДДТТ»

Кл. руководители 5-11 кл.

Декабрь

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Заседания МО классных руководителей по организации профилактики ДДТТ

классные руководители

2р.в год

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Разработка методического пособия по профилактике ДДТТ

учителя

По плану

Педагог-организатор ОБЖ

Перязева С.М.

Обновление методического и дидактического материала в школьном кабинете БДД

Учителя, учащиеся

Регулярно

Педагог-организатор ОБЖ

Перязева С.М.

Оформление в рекреации 1 этажа наглядной агитации по БДД

Учителя, учащиеся

 

Педагог-организатор ОБЖ

Перязева С.М.

Доклад: «Кабинет безопасности дорожного движения – эффективная форма организации обучения учащихся ПДД»

Учителя начальных классов,  кл. рук. 5 – 11 кл.

Декабрь

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

II. Работа с родителями

     

Круглый стол: «Роль семьи в профилактике ДДТТ»

Родители учащихся

1р. в четверть

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Выпуск бюллетеня для родителей «Детям – ваше внимание и заботу»

родители

 

Педагог-организатор ОБЖ

Перязева С.М.

Разработка и изготовление красочных схем безопасных маршрутов движения для начальных классов

Учителя начальных классов

сентябрь -окт.

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Проведение внутриклассных, общешкольных и общерайонных родительских собраний, классных часов

Учителя, кл. рук., родители

По плану

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Организация работы родительских комитетов, других объединений родителей по профилактике ДДТТ.

Администрация, учителя, родители

В течение года

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Организация родительского всеобуча, родительского института по вопросам безопасного поведения детей на улицах и дорогах

учителя,

 родители

В течение года

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

III. Работа с учащимися

     

Преподавание основ безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках учебных дисциплин и факультативов

Учащиеся, учителя

В течение года

Зам. директора  по ВР

Пыхтина Т.А.

Изготовление макетов дорожных знаков и моделей светофоров

Уч-ся начальных классов

В течение года

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Месячник безопасности дорожного движения:

1 – 11 кл.

Сентябрь

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М., классные руководители

Выступление агитбригады

1 –  6 классы

 

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Школьная линейка «Дорожные ситуации и детский травматизм»

 5 – 11 кл.

 

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Встреча с инспектором ГИБДД

5 классы

1-я неделя

Классные руководители

Конкурс рисунков на асфальте «Я пешеход»

4 классы

 

Педагог-организатор

 Интеллектуально-познавательная игра «Жезл»

9 – 11 классы

 

Классные руководители

 «Мастерская Самоделкина»

7 – 8 классы

2-я неделя

Классные руководители

Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо»

члены отряда ЮИД

3-я неделя

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

 Защита безопасных маршрутов учащихся  в школу и домой

учащиеся

 

Кл. руководители

КВН «Светофорик»

учащиеся

 

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Конкурс «Знай и соблюдай правила дорожного движения»

1 – 11 кл.

3-я неделя

Классные руководители

Подведение итогов месячника безопасности дорожного движения.

 

4-я неделя

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Декада безопасности дорожного движения

1 – 11 классы

Май, 2 дек.

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

- конкурс на лучшую сказку о трехглазом светофоре,

- конкурс на лучший эскиз вымпела «Пешеход-отличник»,

- конкурс на лучший плакат по безопасности дорожного движения,

- конкурс рисунков на асфальте «Красный, желтый, зеленый»,

- викторина «Веселый автомобиль»,

- практические занятия по безопасному поведению на улицах на базе автогородка,

- «Круглый стол» с участием выпускников школы и родителей – работников ОГАИ района,

- подведение итогов декады безопасности дорожного движения

1 – 4 классы

5 – 8 классы

1 – 4 классы

7 – 8 классы

9 – 11 классы

 

МО учителей русского языка,

зам. директора по ВР,

педагог-организатор ОБЖ,

педагог-организатор

Работа постоянно обновляющейся выставки «Помни: правила ГАИ – это правила твои»

1 – 11 кл.

постоянно

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

IV. Материально-техническое и кадровое обеспечение

     

Организация (обновление) кабинета (уголка), детской транспортной площадки, оформление стендов по безопасности дорожного движения

Администрация, учителя

В течение года

Зам директора по ВР

 Пыхтина Т.А.

Закрепление в должностных обязанностях заместителей директоров школ вопросов по профилактике ДДТТ

   

Зам директора по ВР

 Пыхтина Т.А.

Организация педагогического лектория по данному направлению, повышения квалификации учителей-предметников

Учителя

В течение года

Зам директора по ВР

 Пыхтина Т.А.

V. Контрольно-инспекционная и аналитическая работа

     

Проведение контрольных срезов знаний правил безопасного поведения на улицах и дорогах, преподаваемых в рамках учебных дисциплин и факультативов

 1- 11 кл.

 

Зам.дир. по НМР

Кучерявых Л.Н.

Анализ аварийности, выявление наиболее аварийных участков в микрорайоне школы

Учителя

 

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Анализ и устранение причин некомпетентного поведения школьников на улицах и дорогах

Учителя

 

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением школьников в учебное время и во время проведения официальных внеучебных мероприятий

Учителя

В течение года

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

VI. Межведомственное взаимодействие

     

Включение во все вышеперечисленные мероприятия сотрудников ГИБДД МО МВД России «Курчатовский»

Учителя, сотрудники ГИБДД

 

Педагог-организатор ОБЖ Перязева С.М.

Проведение сверок с ГИБДД по состоянию ДДТТ

   

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.

Участие в проведении служебных расследований по фактам ДТП с участием школьников

   

Зам. директора по ВР

Пыхтина Т.А.