Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

АДАПТАЦИЯ  ПЯТИКЛАССНИКОВ

(рекомендации психолога)

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5-м классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники и  связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

            Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является серьезным  испытанием для психики школьника.

            В адаптационный период дети могут стать наиболее тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», чрезмерно неумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70-80%  школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

                       Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

1.        Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы за собственное мнение.

2.        Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3.        Трудности могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют»  от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки»; иногда классов.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются             совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают.

            Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

            При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Самые ярко выраженные страхи, испытываемые пятиклассниками:

$11.        Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Высказывания детей:

$1·        Когда я иду в школу я злюсь и боюсь

$1·        у меня начинает болеть голова

$1·        мне кажется, что я все позабыла что учила

$1·        очень волнуюсь

$1·        на душе становится плохо

$1·        в животе неприятно

$12.        Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

Высказывания детей:

$1·        Когда я отвечаю у доски, я очень сильно волнуюсь

$1·        я пугаюсь и все забываю

$1·        я теряюсь,  меня бросает в дрожь

$1·        у меня ноги подкашиваются

$1·        сильно нервничаю

$13.        Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Высказывания детей:

$1·        Когда учитель задает вопрос я думаю, но не отвечаю, потому, что могу ответить неправильно

$1·        я тут же забываю ответ

$1·        я очень волнуюсь

$1·        я боюсь отвечать

$1·        я боюсь поднять руку

$14.        Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

   Высказывания детей:

$1·        Когда я вижу учителя, я мысленно уменьшаюсь

$1·        меня берет дрожь

$1·        на меня нападает страх

$1·        вспоминаю прошлого учителя

$1·        хочется спрятаться

Рекомендации психолога:

Классным руководителям: Первые полгода большую часть времени уделить  проблемам самостоятельно планировать время, отводимое на домашнее задания, правильно его распределять, а к целенаправленному  формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

Оказание помощи детям и их родителям в учебной организации: планирование времени, подготовка домашних заданий, распределение сил между предметами, освоение новых форм учебных заданий.

Родителям: Необходимо воодушевлять ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивать свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»

Каждую неделю выбирать время свободное от домашних дел, и внимательно беседовать с ребенком о школе. Обязательно спрашивать  ребенка о его одноклассниках, делах в классе; школьных предметах, педагогах.

 Администрации: Предлагается система работы  педагогов и психолога  на этапе перехода детей из начального в среднее звено.

            Цель работы: создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена на интересы ребенка, и лишь затем – на задачи учебного процесса. Главное в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

            В работе выделяются два этапа.

I этап – формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации – охватывает II полугодие выпускного класса. (4 класс)

II этап – создание условий для успешной социально-педагогической адаптации  к новой социальной ситуации. – I полугодие пятого класса.

Законы родительской истины.

1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг. Не делайте необдуманных шагов.
2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.  Не исключено, что ими будете вы.                      
3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
4. Не налагайте запретов. В природе ребёнка- дух бунтарства. То, что категорически запрещено ,очень хочется попробовать.
5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки. Дайте возможность маленькому человеку стать большим.
6. Не идите на поводу своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
7. Развивайте в себе чувство юмора. Учите ребёнка смеяться над собой. Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.
8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит.
9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, пока не станешь взрослым.
11. Давайте своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители.
Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных, благородных детей!
Желаю вам успехов!